Законодательство трактует термин приватизация как приобретение в собственность занимаемых гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда, либо предприятий государственной формы собственности. Однако достаточно прочно этот термин закрепился и в отношении земельных участков, хотя какими-то специальными нормами законодательства не регулируется.
Земельное законодательство позволяет гражданам Республики Беларусь иметь в собственности земельные участки, которые могут предоставляться для строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства и дачного строительства. При этом не подлежат предоставлению в частную собственность земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования.
За земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность граждан взимается плата.
Чаще всего, земельные участки предоставляются из государственной собственности в частную по их кадастровой стоимости, узнать которую можно по ссылке http://vl.nca.by/. Но в случае предоставлении земельных участков в частную собственность по результатам аукциона их стоимость определяется по его результатам и не может быть ниже кадастровой стоимости.
Местные исполнительные комитеты по заявлению лица, которому предоставляется земельный участок, принимают решение о предоставлении рассрочки внесения платы за земельные участки на срок, не превышающий пяти лет.
Порядок предоставления и изъятия земельных участков регулируется Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утверждённых Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».
Гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка, обращается в местный исполнительный комитет по месту нахождения интересуемого земельного участка с заявлением о предоставлении ему такового. В заявлении указываются идентификационные данные гражданина, цель, для которой необходим земельный участок, и вид права (в нашем случае – это право собственности), а также другие сведения. Местный исполнительный комитет в течение 5 рабочих дней со дня поступления необходимых документов рассматривает заявление гражданина о предоставлении земельного участка, и дает разрешение организации по землеустройству на разработку проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности, а также сообщает гражданину о результатах рассмотрения его заявления. Проект отвода земельного участка с установлением его границы на местности разрабатывается в течение 30 рабочих дней со дня оплаты гражданином этих работ.
При наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, местный исполнительный комитет принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка с указанием оснований отказа и в течение 3 рабочих дней направляет его копию гражданину. Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный комитет, либо в суд.